teatr_archiv (teatr_archiv) wrote,
teatr_archiv
teatr_archiv

"Ревизор" на сцене Дворце пионеров Ташкента в первый военный Новый год


Представьте себе ситуацию: летом 1941 года начинается война, противник с ошеломляющей скоростью захватывает все новые города и села. Красная Армия, несмотря на мужество солдат, все время отступает. Линия фронта неуимолимо движется на восток - все ближе и ближе к столице. В ноябре положение под Москвой становится критическим, город вот-вот возьмут. А в это время в тылу, в Ташкенте, дети тех солдат, которые сражаются и гибнут в окопах, разучивают сцены из дореволюционной русской жизни.

Рис_2_1Они репетируют длинную (в пять актов) и сложную для постановки комедию Гоголя "Ревизор". В спектакле занят не один десяток ребят. Они играют городничего и его жену, судью, почтмейстера, смотрителя училищ, лекаря... На сцену выходят городские помещики, чиновники, полицейские, гости, слуги, купцы, мещане. А рядом с детьми - взрослые, тоже
недоедающие и носящие в душе тревогу за близких и за страну. Они учат ребят держаться на сцене, ставят им выразительную речь, подбирают и шьют костюмы, делают прически, мастерят декорации и ставят свет на сцене.

Репетиции продолжаются и в декабре, когда начинается контрнаступление Красной Армии под Москвой. Можно представить, с каким жаром руководители кружка пересказывали детям услышанные по радио сводки Информбюро, как радовались успехам на фронтах. А после снова возвращались к сценам из спектакля, повторяли и объясняли слова классика, снова вместе с ребятами
смеялись над чванством, завистью и чинопочитанием.    

1 января 1942 года на сцене Дворца пионеров города Ташкента дети сыграли "Ревизора" - в качестве подарка жителям города в первый военный Новый год. Легко
представить, как аплодировал зал, и как воспринимали зрители
происходившее на сцене. Наверняка, они не только хохотали над гоголевскими персонажами, но и ясно слышали главный посыл пьесы - всегда и везде сохранять человеческое достоинство.

Интересная подборка рисунков Ташкента 1941 - 1943 гг. художника Амшея Нюренберга.

Подпись под фотографиями: "1 января 1942 г., город Ташкент, драматическая студия при Дворце пионеров. Гоголь "Ревизор" - Анна Андреевна". По тексту Гоголя, Анна Андреевна - жена городничеко, "провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы".

Рис_2_2
Tags: 1942, Ташкент
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments